Рекомендуем книги, статьи

35 ЛЕТ ОПЫТА от Джефри Лайкера.

(обсуждаем итоги семинара 27 марта, анализ ведет практик консультант, директор программы 20 Ключей в России и СНГ Самойлов Ю.Н.)

 

Занимаясь 35 лет изучением феномена компании Тойота, базовой философии которой придерживался профессор Лайкер за все эти годы не изменилась: с одной стороны LEAN - это антипод КОМАНДНО-КОНТРОЛИРУЮЩЕМУ методу управления, характерному для большинства западных компаний, с другой стороны LEAN технологии - это только часть целостного механизма совершенствования!

 

Джеффри говорит, что если вы сегодня спросите на японских предприятиях: “Что такое LEAN?”, то скорее вам вряд ли смогут ответить на этот вопрос. Поскольку LEAN - это восприятие производственной системы Тойоты (TPS) западными специалистами в области управления качеством исходя из своего менталитета.

Дело все в том, что существуют два разных мировоззрения:

- целостный (холистический), более коллективистский - это восточный стиль жизни;

- индивидуалистический (эгоистический) - этот стиль более присущ западному образу жизни.   

 

Юрий Самойлов. Индивидуализм искажает реальную картинку: НИКТО ИЗ СОБСТВЕННИКОВ НЕ ХОЧЕТ ЖДАТЬ, РЕДКО КТО ЗАДУМЫВАЕТСЯ О БУДУЩЕМ И ТЕМ БОЛЕЕ УЖ НЕ ХОЧЕТ БРАТЬ ЗА НЕГО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Поэтому выхватывая технологию LEAN из целостного механизма совершенствования Тойоты, западные менеджеры сталкиваются с проблемами, которые требуют уже других подходов: применения знаний в психологии, умения применять методы командообразования, формирования стратегии, умения дкомпозировать её до уровня исполнителя и многие другие.     

 

Но ясно просматривается одно: КОМАНДНО-КОНТРОЛИРУЮЩИЙ метод воспринимает LEAN философию как угрозу своей власти, не понимая простой вещи, что как только вы начинаете приказывать, то вы сразу подрубаете все творческое начало в человеке, все его желание созидать. Он просто становится рабом и вы вряд ли сможете от него получить каких-либо инноваций, изменений к лучшему. Люди в таких компаниях, по яркому определению Лайкера, - это как “солдаты в окопах”.

 

В течение всех этих лет Джефри смог написать 13 книг и всегда в своих размышлениях он постоянно приходил к выводу о главенствующем факторе - ЛИДЕРСТВЕ. Успех определяется ЛИДЕРСТВОМ.

 

По его словам в системе непрерывного совершенствования по важности Кайдзен выше всего, а LEAN - это лишь инструмент, который должен применяться только при наличии истинных ценностей, то есть “глубинных знаний”, но ни в коем случае не наоборот. ИСТИННЫЕ ЦЕННОСТИ как МАГНИТНОЕ ПОЛЕ ДЛЯ КОМПАСА, они не дают нам сбиться в ту или иную сторону при определении что является полезным компании.

 

В этой системе ценностей люди начинают делать гораздо больше, чем предусмотрено в их функциональных обязанностях, поскольку у них формируется и воспитывается СОПРИЧАСТНОСТЬ к РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ СВОЕЙ КОМПАНИИ и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за её БУДУЩЕЕ. Лайкер подчеркивает, что в основе улучшения должен быть ВЫЗОВ!

 

Юрий Самойлов: на русский язык слово СHALLENGE часто переводится достаточно узко - как просто ВЫЗОВ. Но дело в том, что в английском понимании - ВЫЗОВ понимается как ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ. Поэтому, если человек не готов и не желает “идти в бой”, то для него этот ВЫЗОВ пустой звук, то есть этот термин ничего для него не значит. Этот термин обретает смысл, если мы рассматриваем ПРОБЛЕМУ с точки зрения ЛИДЕРА, только в этом случае она становится для нас ВЫЗОВОМ для того, чтобы найти способ её РЕШЕНИЯ.

Значит ЗАЛОГОМ УСПЕХА совершенствования является ПАССИОНАРНОСТЬ людей, готовых решать проблемы и только они могут рассматривать их как ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ для их же решения.

  

Лайкер говорит, что понимание необходимости небольших, но постоянных улучшений (КАЙДЗЕН) - это МЕТА НАВЫК, который формирует МЕНТАЛЬНОСТЬ ЛИДЕРА, а в конечном итоге в целом определяет КУЛЬТУРУ компании на ПОСТОЯННОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ.

 

Но при этом надо четко и постоянно отвечать на вопрос:”НАСКОЛЬКО ВАШ ПРОДУКТ ПОЛЕЗЕН КЛИЕНТУ?” (и внутреннему и внешнему). То есть, надо понимать ПРАКТИЧЕСКИЕ ЧАСТНОСТИ этой ПОЛЕЗНОСТИ для ЛЮДЕЙ!

 

Юрий Самойлов:”Вспоминаю свой первый визит на Тойота в 2004 году, до приезда к ним я попросил директора по качеству этой компании прислать мне какую-нибудь книжку для ознакомления с TPS. В результате он прислал мне книжку для детей, она называлась “Мы делаем автомобили для ЛЮДЕЙ!” Я воспринял это тогда как издевательство...”             

   

Лайкер подчеркивает, что уважение к людям - это тоже ВЫЗОВ! Это основа практического делания! Это основа формирования настоящей КОМАНДЫ, где среди её членов должен быть ВЫСОЧАЙШИЙ УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ, у которых наблюдается постоянный прирост ценностей у каждого. А вот у машин и оборудования может быть только износ. Сами они совершенствоваться не могут... ПОКА НЕ МОГУТ.

 

Лидер должен формировать себя сам - через решение проблем, но он должен получать обратную связь снизу, от своих сотрудников. На Тойота существует институт наставничества, который выполняет не только функцию обучения практическим навыкам (КАТА) но и как механизм декомпозиции стратегии сверху вниз, то есть до реальных исполнителей - до команд первого уровня.  Лайкер подчеркивает важность АККУМУЛЯТИВНОГО ЭФФЕКТА декомпозиции СТРАТЕГИИ. Ведь, в конечном счете, СТРАТЕГИЯ реализуется исполнителями на своих рабочих местах, в командах, которые становятся СТРАТЕГИЧЕСКИМИ ПО ДУХУ. Особенно это важно в момент неопределенности. На Тойота люди становятся исследователями, вырабатывают гипотезу и доводят её до практической идеи соообразно со СТРАТЕГИЕЙ. То есть принимают так называемые КОНТР-МЕРЫ для закрытия РАЗРЫВА между ГИПОТЕЗОЙ и ИДЕЕЙ.

Навыкам ДЕКОМПОЗИЦИИ CТРАТЕГИИ в Тойота уделяют особое внимание.

 

Юрий Самойлов. Ивао Кобаяси - основатель программы 20 Ключей особо отмечает: “Самое сложное - донести необходимую часть великого замысла до рядового исполнителя!” 

 

Декомпозиция СТРАТЕГИИ в компании Тойота происходит через коучинг КАТА, то есть через практические навыки по реализации стратегии непосредственно на рабочих местах.

Лайкер отмечает, что LEAN в чистом виде хорошо внедрять там, где есть коротко повторяющийся цикл. Если же существует полукреативные процессы, то там это будет сделать гораздо сложнее. Как будет работать LEAN в вашем конкретном случае, я не могу сказать, подытожил свое выступление Джефри Лайкер.

 

Юрий Самойлов. В ходе семинара професора Лайкера, я, с одной стороны, получил подтверждение своим мыслям и практическим выводам, которые я делаю постоянно в своей практической работе по программе 20 Ключей, как на российских, так и иностранных предприятиях. С другой стороны, я понял, что узкие прямолийнейные попытки применения инструментов LEAN дают, как правило, короткий положительный эффект, так как этот инструмент - есть только часть целостной системы постоянного совершенствования организации, где присутствует высокий уровень доверия и уважения. Без доверия LEAN не работает!

Труд Джефри Лайкера в течение 35 лет в изучении феномена Тойоты достоин высокого уважения. Пожалуй, он единственный специалист в мире, который так длительно, тщательно и скурпулезно анализирует результаты деятельности этой японской компании.

С моей точки зрения материал, представленный Джефри Лайкером, представляет фундаментальное значение для российских компаний.   

 

28 декабря 2017 г.
Обсуждаем приоритетную "Программу повышения производительности труда и поддержки занятости"

14 апреля 2017 г.
От обучения действием – к реализации стратегии – по такому принципу в компаниях внедряется Программа «20 Ключей»®
В своем интервью в журнале «Умное производство» представитель японского института PPORF Development Inc. Юрий Самойлов предлагает рассматривать систему постоянного совершенствования как механизм реализации стратегии компании.

12 апреля 2017 г.
МЫ ВСЕ УЧИЛИСЬ ПОНЕМНОГУ...

27 августа 2016 г.
Работа по визуализации потока создания добавленной стоимости

В журнале «Стандарты и качество» (№9 2016) опубликована статья специалистами ООО «Приоритет» о своем опыте работы по визуализации потока создания добавленной стоимости. Рекомендую данную статью в качестве дополнительного материала к Ключу 4 и Ключу 6.

Самойлов Юрий Николаевич — руководитель программы «20 Ключей» в России и СНГ 


22 ноября 2015 г.
НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ - практика обеспечения качества в СССР

Многочисленные семинары и тренинги по программе 20 Ключей на предприятиях России и СНГ показали отсутствие знаний у специалистов о системах и методах, созданных и успешно реализованных на предприятиях СССР.


02 октября 2015 г.
Программа "20 Ключей" как основа совершенствования предприятия

В сентябрьском номере журнала Business Excellence состоялся круглый стол, посвященный результатам программы «20 Ключей» на российских и зарубежных предприятиях.

http://www.slideshare.net/usamoylov 


19 августа 2015 г.
"Я хочу, чтобы Россия была сильной!" 10 лет программы "20 Ключей"® в России

В России вот уже несколько лет ведутся работы на предприятиях по созданию систем совершенствования и производственных систем на основе «Практической программы революционных преобразований на предприятиях. 20 Ключей»®, основателем и разработчиком которой является Ивао Кобаяси. 


26 июня 2013 г.
Система менеджмента с человеческим лицом
Система менеджмента должна не просто прекрасно выглядеть, и быть точной копией какой-либо методики или программы, она должна быть живой, должна иметь человеческое лицо. Лицо каждой компании неповторимо.

27 мая 2013 г.
Первый признак высокомерия – это первый шаг в пропасть!

Однажды, при посещении одного из заводов Вольво в Генте (Бельгия) один из членов российской делегации с удивлением заметил: «Зачем они так нам подробно все рассказывают? Ведь мы этим можем воспользоваться!». 


12 марта 2013 г.
Лень подбирать ключи

Встаньте утром в час пик у выхода из любой станции метро ближе к центру города или какому-нибудь   крупному предприятию. Вглядитесь в бредущих вам навстречу людей. В лицах 99% из ста вы прочтете, что они идут на работу не с радостью, а «отбывать трудовую повинность». То же можно сказать и о компаниях в целом. Работают, чтобы выжить. Не стремятся быть лучшими. Конкуренция? А зачем? Покупают их продукцию, и слава богу. Разумеется, из железных правил бывают золотые исключения. Но их мизер.


1 2 3 4 Ctrl →

Социальные сети
Twitter
Facebook
LinkedIn
Контакты
ООО «Деловое совершенство»,
115280, г. Москва, ул. Мастеркова, дом 4, Бизнес-центр «Панорама».

тел: +7 (495) 933-19-86
факс: +7 (495) 771-66-53

© ООО «Деловое совершенство» 2005-2018. Все права защищены
Яндекс.Метрика