Лень подбирать ключи

Встаньте утром в час пик у выхода из любой станции метро ближе к центру города или какому-нибудь   крупному предприятию. Вглядитесь в бредущих вам навстречу людей. В лицах 99% из ста вы прочтете, что они идут на работу не с радостью, а «отбывать трудовую повинность». То же можно сказать и о компаниях в целом. Работают, чтобы выжить. Не стремятся быть лучшими. Конкуренция? А зачем? Покупают их продукцию, и слава богу. Разумеется, из железных правил бывают золотые исключения. Но их мизер.


Все это, может быть, лирическое отступление. Но вот в ТПП РФ состоялся семинар «20 ключей — программа непрерывного совершенствования». И он в некотором смысле стал отражением нашей действительности. Председатель Комитета ТПП РФ по качеству продукции Геннадий Воронин начал, казалось бы, издалека. О своем, о наболевшем — о качестве, с которым сейчас проблемы. Особенно они обнажились, когда Россия вступила в ВТО, и оказалось, что перед натиском зарубежных товаров наши капитулируют без сопротивления.

«Руководители предприятий часто сетуют, что не знают, как мотивировать сотрудников, — сказал Геннадий Воронин, — а зачем здесь искать лишние слова? Твоя компания должна быть первой на рынке, международном или внутреннем, — вот и вся мотивация! А для нас главная мотивация — деньги. Вот разве не мотивация бесплатный семинар, на котором тебе по полочкам разложат, как улучшить эффективность производства? Записались на него 90 человек. А сколько пришли?»

А пришли 43, включая организаторов и представителей прессы. А к окончанию мероприятия осталось не больше трех десятков наиболее усидчивых…

Созданная японским профессором Ивао Кобаяси практическая программа революционных преобразований на предприятии (ППРПП), или «Система 20 ключей», объединила все существующие методики, позволяющие повысить производительность и качество, в единую интегрированную систему, рассказал собравшимся вице-президент Клуба бенчмаркинга «Деловое совершенство», директор программы «20 ключей» в России Юрий Самойлов. Система «20 ключей» призвана помочь компаниям значительно повысить эффективность своей работы. Это очень простая и «прозрачная» программа, которая с успехом может применяться в любой сфере деятельности.

Главная цель системы — выявление, а затем избавление от всех видов деятельности, не добавляющих продукции ценности, при помощи 20 взаимосвязанных практичных методов. Вся деятельность компании разделяется на двадцать областей, которые имеют важнейшее значение для конкурентоспособности и рентабельности. Затем каждая оценивается по пятибалльной системе, и, таким образом, выявляются слабые места, которые компания последовательно ликвидирует. А основная особенность «20 ключей» в том, что усовершенствование в одной из сфер деятельности автоматически приводит к усовершенствованию и в другой.

Адаптированная под наши реалии, «20 ключей» претерпела некоторые изменения. Нет, принципы остались те же, но были скомпонованы по-другому. Выделены четыре фундаментальных принципа. Первый — устранение непроизводительных затрат во всех формах их проявления. «Устраняя лишнее, — считает Юрий Самойлов, — мы тем самым берем на вооружение практику превентивных мер вместо примитивного стремления не отстать от других». Второй — создание благоприятных условий для самостоятельной работы по усовершенствованию. Третий — постоянный бенчмаркинг, то есть «измерение» улучшений. И четвертый — вовлечение всех работников в процесс улучшений. Всех — это от уборщицы тети Маши до генерального директора. То есть требуется создать команду в лучшем понимании этого слова.

И это, наверное, для нас самое проблематичное. По словам Юрия Самойлова, нынешние руководители не хотят развивать своих сотрудников. А без этого толку не будет, внедри ты хоть сто программ «по улучшению». Да и Ивао Кобаяси в свое время говорил: «Самое сложное — донести необходимую часть великого замысла до каждого исполнителя».

Девяносто процентов проблем на современном предприятии, считает Юрий Самойлов, возникает из-за плохого морального климата в коллективе. Действительно, если предприятие крупное, большинство рабочих знают своего генерального директора разве что по фотографии на официальном сайте. Топ-менеджеры редко спускаются в производственные цеха, а рабочих вообще никогда не увидишь в административном здании. Говорят они на разных языках. И в деятельности своей имеют разные цели и желания. Администрация хочет, чтобы люди больше трудились, а платить им желательно меньше. Работники хотят того же, но с точностью до наоборот.

«Самое сложное в этом плане звено — менеджмент среднего уровня, — считает ведущий эксперт клуба «Деловое совершенство» по программе «20 ключей» Кирилл Орлов, — простые рабочие всегда хотят каких-то улучшений. Руководство предприятий — тоже (хотя стремления, как мы уже говорили, несколько разнятся). А среднее звено все устраивает: работа непыльная, зарплата хорошая. Зачем что-то   в этом устоявшемся процессе менять?»

Поэтому главное для предприятия — наладить благоприятный климат в коллективе. «Сейчас в бизнесе на первый план выходит морально-нравственный аспект. На всех последних международных конгрессах и конференциях по качеству все больше и больше говорят не о прикладных инструментах, не о концепциях, а о человеке. Конечно, программа „20 ключей“ — это чисто прикладная вещь, но она никогда не заработает, если не включить в нее людей», — сообщил Кирилл Орлов «РБГ». То есть простой работник обязательно должен видеть улучшения и понимать, что происходят они в том числе и ради него.

С чего же предлагает начать Ивао Кобаяси реализацию программы непрерывного совершенствования? Итак, ключ номер 1 — это упорядочение. Если проще: поддержание чистоты в помещении и порядка на рабочем месте. То есть в помещениях отсутствуют ненужные предметы, четко распределены зоны ответственности (включая проходы) между рабочими местами, все полки и папки имеют свою нумерацию, предметы, которыми пользуются сотрудники, имеют свое место и расположены рационально, на столе находится только тот документ, с которым работает сотрудник (если он на бумажном носителе), любой документ (на любом носителе) можно найти не более чем за две минуты, внедрены самые современные IT-технологии управления информационными потоками и при работе с документацией, все действия сотрудников на рабочем месте обеспечивают создание добавленной стоимости. Всего в первом ключе таких шагов 23. В каждом, как видите, нет ничего сложного. Но нет и ненужного! Казалось бы, какая польза делу от того, где у тебя лежит карандаш? Но если сотрудник ищет его полчаса — это нерациональное использование рабочего времени. А раскладывание «косынки» на рабочем компьютере вряд ли увеличит бюджет предприятия.

По замыслу автора, программа рассчитана на пять лет. Но многие зарубежные фирмы работают по ней по двадцать лет, и конца-края не видно. Потому что процесс постоянного улучшения «затягивает», и все более актуальной становится фраза «нет предела совершенству». В России, правда, больше любят другое выражение: лучшее — враг хорошего.

Итак, с помощью «20 ключей» за 8 лет японская компания Seiko Morioka утроила производительность труда и на 90% снизила количество брака. У Sanyo Electric аналогичные показатели составили 200 и 76%. У Nichiro — 72 и 82%. У Konica — 250 и 90%. У Seiko Singapore — 300 и 90%… Это, конечно, наиболее весомые результаты. «Учитывая наше болезненное желание все внедрять, причем в большинстве случаев формально, — сказал Юрий Самойлов, — я как раз не призываю предприятия скорее внедрять «20 ключей». Надо просто начать решать свои проблемы. «20 ключей» — это «дорожная карта» для создания собственной программы повышения эффективности, путеводитель для бизнеса».

Методику «20 ключей» используют в 34 странах мира. Причем не все из них можно отнести к наиболее продвинутым! Так, в списке наряду с США, Японией, Швейцарией присутствует Новая Зеландия, Австралия, Латвия, Литва, Эстония, Молдавия, Танзания, ЮАР, Ботсвана, Свазиленд… В мире уже выдан 1 млн сертификатов на работу по этой программе. В России ею заинтересовались 100 предприятий, а приобрели лицензии и приступили к совершенствованию пока только три из них. Остальные, видимо, предпочитают руководствоваться высказыванием отца теории управления качеством Эдвардса Деминга: «Вы можете не изменяться. Выживание не является вашей обязанностью».


Текст: Ирина Фурсова

Источник:  РБГ (Карьера и менеджмент) N887 от 12 марта 2013 г.



12.03.2013, 2162 просмотра.

Поделиться в соцсетях
Чтобы оставить комментарий, нужно войти через соц. сеть или почту.
система комментирования CACKLE
Социальные сети
Twitter
Facebook
LinkedIn
Контакты
ООО «Деловое совершенство»,
115280, г. Москва, ул. Мастеркова, дом 4, Бизнес-центр «Панорама».

тел: +7 (495) 933-19-86
факс: +7 (495) 771-66-53

© ООО «Деловое совершенство» 2005-2017. Все права защищены
Яндекс.Метрика