Недавно комитет ТПП РФ по качеству продукции провел семинар, посвященный программе «20 ключей». Открылся он вступительным словом председателя комитета, президента Всероссийской организации качества (ВОК) Геннадия ВОРОНИНА. А дальше произошло вот что. Исполнительный директор ВОК, директор программы «20 ключей к совершенствованию бизнеса» на территории России Юрий САМОЙЛОВ обратился к присутствовавшим, которых, впрочем, было немного – около 30 человек, с вопросом: кто
Поднялись две–три руки… Были и такие, кто вообще ничего не слышал о «20 ключах». И это поразительно! Ведь речь идет об известнейшей во всем мире системе управления компаниями (практически любой отрасли, любой формы собственности и любого вида деятельности), которой уже больше 25 лет и которая успешно работает в 35 странах мира. Вышли даже не десятки и сотни, а тысячи книг и статей об этой системе и руководств по ее внедрению. Регулярно проходят представительные международные конференции «20 ключей»; последняя – кстати, восьмая по счету – состоялась 8–10 ноября прошлого года в Токио (Япония) и Маниле (Филиппины). В России тоже довольно много делается для пропаганды и внедрения системы. В разных регионах страны прошли десятки семинаров и обучающих курсов, ей посвященных. И тем не менее знают у нас об этой системе очень мало, а что касается ее внедрения, то, похоже, с этим дела обстоят вообще неважно, хотя трудно переоценить усилия наших специалистов и энтузиастов системы, которые не жалеют сил для исправления этого странного положения.
Эти энтузиасты – прежде всего руководители и члены ВОК, а также учрежденного при этой организации клуба бенчмаркинга «Деловое совершенство», возглавляемого Юрием Самойловым. Достаточно сказать, что в прошлом году под эгидой ВОК уже третьим изданием вышла книга «20 ключей к совершенствованию бизнеса», которую написал автор программы «20 ключей» Ивао Кобаяси.
В общей сложности было выпущено около 10 тыс. экземпляров книги, переведенной с последнего японского издания на русский язык. Все они разошлись по регионам России, в основном подписчикам журналов РИА «Стандарты и качество». На многих предприятиях специалисты по качеству, руководители предприятий начали попытки самостоятельного внедрения. Пошли первые пилотные проекты…
Каждый из двадцати ключей – определенное направление совершенствования производства, будь то предприятие, головной офис компании или государственный орган, например министерство. Наибольший эффект система приносит, если работа идет по всем двадцати направлениям. Конечный результат – это наведение идеального порядка на всех участках производства, существенное повышение качества продукции и качества работы персонала и – что особенно важно – значительное (в ряде случаев двукратное и даже больше) повышение производительности труда. Затраты на внедрение системы окупаются, как правило, довольно быстро. Все это и было информационной основой того, о чем шла речь на семинаре. Практически весь семинар прошел в режиме вопросов и ответов – отвечал Юрий Самойлов. На семинаре Геннадий Воронин еще раз подчеркнул, что эта система позволяет успешнее всех остальных реализовать ключевую концепцию современного бизнеса – «ЛУЧШЕ – ДЕШЕВЛЕ – БЫСТРЕЕ», являющуюся лозунгом программы. Она помогает повысить скорость смены изделий на конвейере, обеспечивает совершенствование технологических процессов, качественное осуществление организационных и управленческих преобразований. Все это ведет к лидерству и победе в конкурентной борьбе. Система предлагает тем, кто ее внедряет, своеобразную программу действий – так называемую «Дорожную карту». Она направлена на решение фундаментальных проблем производства продукции и предоставления услуг через решение стратегических задач компании: Качество – Себестоимость – Поставка – Безопасность – Нравственность (QCDSM). Только системный подход может гарантировать положительный результат, а именно – обеспечение конкурентоспособности предприятия.
Юрий Самойлов рассказал также о новом международном проекте – бенчмаркинг-исследовании «Стремись к совершенству! Управляй, как Tойота!», в котором, кроме российских, участвуют компании из Японии, Германии, Австрии и других стран. Российские и зарубежные консультанты положили в основу проекта 14 принципов управления этой всемирно известной компании, каждый из которых разбит на 10 критериев. Это признанный менеджментом всего мира инструмент функционального анализа «здоровья» компании, который помогает понять руководителю предприятия, что необходимо для повышения эффективности производства. Принципы «Тойоты» являются предтечей программы «20 ключей», что позволяет руководителю предприятия глубже понять философию программы.
Значительную часть своего выступления Юрий Самойлов посвятил Первой международной конференции по «Практической программе революционных преобразований на предприятиях. 20 ключей», которая пройдет с 10 по 13 октября в Москве и Санкт-Петербурге. Девиз этой конференции – «Построим свою производственную систему, используя международный опыт компаний-лидеров!». Организаторами конференции выступают клуб бенчмаркинга «Деловое совершенство» Всероссийской организации качества; PPROF Development Institute Inc. (Япония); Organisation Development International (ЮАР) при поддержке РИА «Стандарты и качество», Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС», компании Kraft Foods (США).
Участники семинара, который, кстати, был бесплатным, получили программу этой конференции и пакет других материалов, так или иначе с ней связанных (с программой конференции можно ознакомиться на сайте http://www.benchmarkingclub.ru/20kmsk_programm.htm).
По завершении семинара в ТПП РФ корреспондент «ТПВ» попросил ответить на несколько вопросов.
– Юрий Николаевич, вы удовлетворены результатами семинара?
– Конечно! Это еще один шаг к началу более или менее масштабного внедрения системы «20 ключей» в России. Особенность этой системы заключается в том, что ее освоение в большинстве случаев зиждется на энергии и энтузиазме нескольких человек или даже одного человека (лучше всего, если этот человек – руководитель компании). Я надеюсь, что все тридцать участников семинара по его завершении стали энтузиастами системы, а вернувшись на свои предприятия, возглавят ее освоение.
– Известно, что ВОК и клуб бенчмаркинга проводят такие семинары довольно часто и в разных регионах России. Где к системе «20 ключей» проявляется наибольший интерес?
– Хотел бы прежде всего назвать Ярославскую государственную академию промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова. Там за последнее время состоялось несколько таких семинаров. Изучение системы «20 ключей» включено в учебные программы академии. Большой вклад в обучение российских специалистов основам данной системы вносят Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС», Чувашский технологический институт.
– Насколько актуальна проблема внедрения системы для России?
– Полагаю, что очень актуальна. Ведь одна из главных особенностей системы заключается в том, что на ее базе удается резко повысить производительность труда, а это одна из главных проблем для страны. Судите сами: производительность труда в ряде российских отраслей ниже американских и европейских показателей в десятки раз.
– Почему же система находит лишь частичное, ограниченное применение в России? Известно лишь о внедрении отдельных элементов, но не системы в целом.
– Тому несколько причин. Главная заключается в том, что система «20 ключей» – авторская и лицензионная. Ее автор – японский профессор Ивао Кобаяси, проработавший на MITSUBISHI Heavy Industry около 40 лет. Он – президент компании PPORF Development Institute Inc., далеко не молодой человек – ему 88 лет, и он постепенно отходит от руководства развития программы. Свое дело он передал своему сыну Йосиюки Кобаяси, который приедет на нашу конференцию и даст мастер-класс в октябре в «МИРБИС».
У программы есть автор, она запатентована (что сделано совершенно правильно), и в каждом конкретном случае нужно покупать право на ее использование на предприятии, в НИИ или учреждении. Цена, должен сказать, немаленькая – не каждому под силу.
– Сколько?
– Разброс по цене очень большой. Одно дело, когда будущему пользователю, купившему соответствующую разрешительную лицензию, предоставляется пакет информационно-методических материалов, не более того. И совсем другое, если к тому прилагается профессиональное сопровождение. В этом случае в течение обговоренного срока специалисты института PPORF приезжают на предприятие, руководят поэтапным внедрением системы, обучают персонал и т. д. Причем сроки сопровождения и его масштабы тоже могут быть разными. Кажется, что такие затраты могут оказаться неподъемными, но мы в каждом случае подходим индивидуально. Выход, на мой взгляд, один: государство должно оказывать материальную поддержку тем, кто готов освоить систему «20 ключей». Возможно, даже оплачивать часть затрат на покупку лицензии.
– Много ли желающих внедрять систему «20 ключей» на Западе?
– Много. Так же как и много свидетельств, что она довольно быстро начинает приносить эффект и рано или поздно окупается. Загляните в Интернет: некоторые компании сообщают, что объем продаж после внедрения системы увеличился в два-три и даже в пять раз. Представители таких компаний будут выступать с докладом на международной конференции, о которой я говорил на семинаре. Подробную информацию о ней читатели смогут получить на нашем сайте www.benchmarkingclub.ru.
– Вы назвали несколько причин слабого распространения системы «20 ключей» в России. Каковы основные?
– Слабая информированность нашей предпринимательской общественности об этой системе. К сожалению, практика показывает, что руководители предприятий не хотят читать наши специализированные журналы: «Стандарты и качество», «Методы менеджмента качества», Business Excellence, где публикуются материалы о ней. Косность, слабая подготовка многих наших бизнесменов и, увы, полное равнодушие властных структур, несмотря на разглагольствования о поддержке инноваций. Полагаю, что предприятия, вознамерившиеся внедрить систему, должны пользоваться государственной поддержкой, которая может выражаться в налоговых льготах или в прямых субсидиях. Вместе с тем должен сказать, что картина не столь уж безнадежна. Хотя у нас действительно фактически нет компаний, внедривших систему «20 ключей» в полном объеме (несколько СП и предприятий с зарубежным капиталом на территории России – не в счет), отдельные ее элементы реализованы на многих предприятиях – на это специальных разрешений не требуется. Да и вообще, скажу откровенно, российские ученые стали заниматься вопросами рационализации управленческих процессов и повышения на этой основе производительности труда намного раньше японцев. Вспомните хотя бы ныне, к сожалению, практически полностью забытую научную организацию труда – НОТ. Знакомясь с трудами Ивао Кобаяси, я то и дело ловил себя на мысли, что многое у нас в стране мы уже «проходили», но, увы, сейчас прошли мимо. Всероссийская организация качества большое внимание уделяет молодежи – ей мы должны передать наши знания, в том числе и по программе «20 ключей».
– Итак, в России предприятий, полностью освоивших систему «20 ключей», нет. А в СНГ? Задаю этот вопрос потому, что вы – директор программы «20 ключей» на территории России и стран СНГ.
– Несколько лет назад мое знакомство с этой программой началось с короткой заметки в СМИ о том, что в Молдове есть предприятие, которое полностью перевело стрелки своего развития на программу «20 ключей». Я поехал туда в командировку и убедился, что так оно и есть – программа внедрена на государственном предприятии «КАДАСТРУ», представитель которого, кстати, будет выступать на Международной конференции по программе «20 ключей» в Московской высшей международной школе бизнеса. Впоследствии я не раз бывал в Молдове. Убедился, что освоить программу, правда, с разными результатами, пытаются и надругих предприятиях республики, причем им в меру возможностей помогают властные структуры. Есть также примеры успешного освоения многих важных «ключей» на Украине, в странах Балтии, например в Эстонии.
– Вы сказали, что у нас в стране есть предприятия с иностранным капиталом или СП, работающие по производственной системе, созданной на базе программы «20 ключей». Что это за предприятия?
– Пожалуй, наибольших успехов в этой сфере добились на шоколадной фабрике в г. Чудово (в прошлом Cadbury, ныне Kraft Foods Russia). Но считать ее полностью российским предприятием я бы не рискнул – ее менеджмент целиком основан на западных стандартах, хотя возглавляется она русскими директорами. С продукцией этого предприятия знаком каждый россиянин – это шоколад Cadbury. Высокое качество этого продукта и отличное финансовое состояние предприятия, я считаю, достигнуты во многом благодаря освоению им программы «20 ключей». Поэтому посещение этого и других передовых предприятий включено в программу международной конференции. Она рассчитана на генеральных директоров компаний, а также на директоров по развитию и директоров по качеству, слушателей курсов МВА, консультантов, бизнес-тренеров. Кроме того, впервые в Россию приедут специалисты по «20 ключам» из Японии (в том числе сын основателя программы Йосиюки Кобаяси), Германии, Англии, Норвегии, Италии, ЮАР, Новой Зеландии, Филиппин, Словении, Хорватии, Египта, Эстонии и других стран. Большинство из них выступят с сообщениями, будет проведен мастер-класс Йосиюки Кобаяси (Япония) и Ёхана Бенади (ЮАР) с российскими специалистами.
Беседовал Николай ПЕТРОВ