Йохан Бенади, управляющий директор авторитетной южноафриканской компании Organization Development International, полагает, что сейчас российские компании могут совершить количественный и качественный скачок в развитии бизнеса, если начнут применять бенчмаркинг и различные программы развития производства, выстроенные на его основе. Такие, как «20 Ключей»®, например.
— Сейчас многие российские управленцы испытывают разочарование от того, что привнесенные из-за рубежа (и зачастую неверно понятые и используемые) способы совершенствования производственных систем не всегда дают требуемый результат. При этом не замечают такой универсальный и безболезненный (при внедрении) инструмент, как бенчмаркинг. Согласны ли вы с тем, что бенчмаркинг для России сейчас, в период второй волны кризиса, наиболее интересен и полезен?
— Согласен полностью. В структуру «20 Ключей»® как раз заложена система бенчмаркинга. Она позволяет выявить как сильные и слабые стороны управленческих процессов и собственно производства, так сильные и слабые стороны людей. Известно, что система бенчмаркинга направлена именно на то, чтобы решать проблемы эффективности производства, повышения производительности труда, но многие менеджеры, внедряющие ее в своем бизнесе, часто забывают о сильных и слабых сторонах самого предприятия; процессах, существующих на нем; людях, занятых на производстве. В рамках «20 Ключей»® этой проблемы не существует, менеджеры подходят к исследованию двухсторонне: они рассматривают опыт других предприятий и исследуют «внутренний» опыт. Сейчас в базе данных Organization Development International и PPORF Development Institute Inc. в рамках «20 Ключей»® примерно 600 компаний, добившихся положительных результатов.
— Известно, что, проиграв Вторую мировую войну, Германия и Япония воспользовались элементами бенчмаркинга, чтобы ликвидировать то отставание, которое было на тот момент между странами-победителями и побежденными. Россия, которая сейчас стремится догнать лидеров в технологическом и организационном развитии, может воспользоваться этим опытом…
— Безусловно, это может помочь. Но дело в том, что та же Япония после войны не просто проводила бенчмаркинг. Главное для нее было — научиться у тех компаний, которые могли поделиться с ней опытом, знаниями, технологиями. Все это она в буквальном смысле с жадностью хватала. Для России очень важно сейчас усвоить эти уроки. Стремление учиться, возможно, должно стоять на первом месте.
И еще один очень важный аспект этой проблемы. Здесь не нужно изобретать велосипед. Бенчмаркинг прост, он дает инструменты бизнеса, обращению с которыми можно научиться, а затем, освоив их, творчески применять. Словом, дотянуться до тех вершин, до которых дотянулись другие, и затем превзойти их. Излишне будет говорить, что получать готовые знания и внедрять их легче, чем самому
Многое, конечно, зависит от высшего руководства. От их приверженности этому делу, их вовлеченности. Успех преобразований в колоссальной степени зависит от того, насколько руководство согласится учиться у других компаний, проводить различные семинары или круглые столы, конференции и мастер-классы, аккумулировать предложенный опыт и использовать его. Самое главное — заставить именно высшее руководство участвовать в этом процессе, потому что линейный персонал, простые люди в организации, как правило, готовы это делать, они с удовольствием будут учиться. Их не надо заставлять. А вот чтобы высшее руководство поняло необходимость собственной сопричастности к процессам изменений… Это порой самая трудная задача.
— Какую роль в подобном вовлечении руководителей могут сыграть общественные организации? В России таких институтов много и они пользуются авторитетом.
— Да, конечно, подобные усилия помогут процессу вовлечения, окажутся эффективными. Но дело в том, что люди, работающие в таких организациях, меньше знают производство, они не так тесно связаны с предприятиями. Поэтому важно, чтобы процессы, о которых мы сейчас говорим, шли изнутри, из глубины, от самих фирм-производителей.
беседовал Александр Бородулин,
главный редактор журнала Business Excellence
Редакция благодарит Алексея Молчанова
за помощь при подготовке материала.
Источник: Business Excellence, №11’11