Отечественные предприятия, если хотят остаться конкурентоспособными, просто обречены заниматься улучшением производственных процессов. Один из самых действенных инструментов для этого — бенчмаркинг. Сейчас можно констатировать, что освоение этого и других инструментов началось.
С чем же сталкиваются предприятия и что может подсказать иностранный опыт?
Принципы бенчмаркинга положены в основу системы «20 Ключей»®. Она ставит во главу угла опыт конкретного предприятия и опирается на объединение личных действий каждого работника в команде. Участники прошедшей в октябре в Москве I Международной конференции по совершенствованию производственных программ на основе «20 Ключей»® лишний раз акцентировали на этом внимание.
Программа конференции была составлена так, что от теоретической части она плавно перешла к практической. На второй день участники посетили два предприятия в Новгородской области — шоколадную фабрику в городе Чудово и кофейный завод в Горелове в Санкт-Петербурге. Оба предприятия относятся к компании KraftFoodsRussia. У шоколадной фабрики в Чудове есть собственная операционная система, созданная на основе «20 Ключей»® и начался процесс внедрения метода «непрерывных улучшений». На втором предприятии в Горелове развивается так же метод непрерывного совершенствования» (сontinuous improvement). Несмотря на то, что оба предприятия имеют свой опыт в развитии производственных систем, они открыты к диалогу. Это первый и основополагающий признак способности предприятия к совершенствованию: быть готовым к обмену опытом.
Мастер-класс от президента PPORF Development |
Мастер-класс руководителей Organization Development International (ЮАР) Йохана |
Дело в том, что все современные успешные предприятия, а оба производства именно таковы, активно занимаются улучшениями производственных процессов. Но эта работа требует сравнительного анализа (бенчмаркинга), которая должна проводиться системно и непрерывно. Более того, измеряться и регистрироваться улучшения должны также систематически. В противном случае о них никто не узнает, ни внутри коллектива, ни вне него. И именно приверженность программе «20 Ключей»® помогает в этом. В нее вовлечены все сотрудники — от уборщицы до генерального директора. Если это не так, то можно говорить, что программа не работает. В идеале она претворяется в жизнь всем коллективом, а не, условно говоря, директором по качеству.
Каждая компания должна находить для себя свои способы осуществления программы, то есть фактически создавать собственные системы на общедоступной и общеизвестной базе. Она применима к любой компании и отрасли. Единого рецепта нет, и необходимо, чтобы каждое предприятие «выращивало» собственный подход. Важно лишь дать ему некий вектор, и этой информацией можно и нужно делиться.
Юрий Самойлов,