Непрерывное улучшение? Непрерывное, проактивное изменение!


Еще два года назад на Первой конференции по бенчмаркингу в Чувашии слова «20 ключей», произнесенные Йоханом Бенади, президентом южноафриканской консалтинговой компании Organization Development International, вызвали в аудитории удивление: «А что это?» На этот и многие другие вопросы, позволяющие глубже понять программу «20 ключей», Йохан Бенади сегодня отвечает в своем эксклюзивном интервью журналу «Деловое совершенство».

 

Юрий Самойлов. Йохан, в свое время экс-председатель совета директоров Lockheed Martin Corporation Норманн Августин сказал: «Тяжелее самого изменения — плата за отказ изменяться!» Как вы относитесь к этим словам: действительно ли изменения необходимы?

Йохан Бенади. С этим высказыванием трудно не согласиться. В свою очередь, процитирую двух известных ученых. Алан Коэн когда-то сказал: «Чтобы освободиться от привычного безмятежного состояния и вступить на путь нового, требуется огромное мужество. Но то, что утрачивает прежнюю полноту смысла, не может быть безопасным. Гораздо бóльшая безопасность заключена в предприимчивости, риске, которые являются движением и настоящей жизнью. Изменения же — показатель силы». Более жесткое высказывание принадлежит Эдвардсу Демингу: «Вы можете и не изменяться. Выживание не является обязательным». Непрерывное улучшение — это, на мой взгляд, непрерывное, проактивное изменение. Изменяясь проактивно и непрерывно, компания занимает лучшую из всех возможных позиций, получает возможность быстро реагировать на перемены в бизнес-среде и использовать их себе во благо. Такая гибкость становится надежной гарантией того, что компания выживет в конкурентной среде и будет успешно развиваться. Программа «20 ключей» помогает меняться проактивно, и самое сильное ее преимущество в том, что она значительно повышает уровень вовлеченности персонала в процесс совершенствования. Профессор И. Кобаяси отмечает: «Когда сотрудники знают, какое положение компания занимает относительно других предприятий, у них появляется спортивный азарт. Они будут делать все, на что способны, чтобы их компания стала первой». В таблице приведены результаты, которых с помощью «20 ключей» смогли достичь отдельные компании.

Ю.С. Вы упомянули слова «проактивное изменение». Проиллюстрируйте это понятие.

Й.Б. Проактивное изменение — это изменение последовательное, представляющее собой комплекс мер, которые упреждают, прогнозируют ситуацию и ее последствия. Проактивные изменения составляют основу программы «20 ключей». Они позволяют предупредить негативную ситуацию и создать нужную положительную. Так же, как человек неспособен подняться на гору Эверест без соответствующей тренировки, так и компания не сможет внедрять высокие инновационные технологии, предварительно не подготовившись.

Ю.С. Полностью согласен. Я часто был свидетелем тому, как на российских предприятиях, отдавая дань моде, пытались быстро, без подготовки, внедрить, например, элементы производственной системы компании Toyota. Увы, персонал не принимал изменения, и процесс стопорился.

Й.Б. Совершенно верно, ошибок бывает много. Часто, выхватывая из логической цепочки отдельные фрагменты, менеджеры не рассматривают проблему комплексно, что приводит к постановке неправильных целей. Бывает и так, что руководители производств измеряют эффективность работы своих сотрудников в денежном эквиваленте. Но ведь при валютных и инфляционных колебаниях рынка картина производительности может исказиться. Надо учитывать и то обстоятельство, что не все сотрудники понимают взаимосвязь себестоимости с прибылью. Рабочему, служащему и менеджеру первой линии (бригадиру, начальнику отдела и так далее) будут понятнее числовые показатели производительности. Мотивация усиливается, когда цель сформулирована в простой, понятной форме. Программа «20 ключей» ориентируется на сотрудников всех уровней, а не только на «умных» людей.

Ю.С. Еще пример. На одном из российских предприятий после внедрения методики кайдзен у рабочих появилась новая обязанность: самостоятельно передавать изготовленные ими детали в соседний цех для следующего этапа обработки. Раньше им никогда не приходилось этим заниматься, и они не понимали, для чего их заставляют это делать. И так как никто им не объяснил, что их новые обязанности положительно влияют на производительность компании, у них возникло резкое отторжение, казалось бы, благих намерений руководства.

Й.Б. Да, в действиях руководства из этого примера допущена грубая ошибка. Сотрудники должны не просто понимать смысл и пользу происходящих изменений, но становиться их инициаторами. Добиться этого — основная задача программы «20 ключей».

Ю.С. Но как достучаться до каждого сотрудника?

Й.Б. Это действительно непростая задача, но она решаема. В программе «20 ключей» донести до каждого сотрудника цели и планы компании и вовлечь весь персонал в их достижение помогают так называемые многоуровневые собрания (МУС). Они проводятся в начале и середине финансового года. То есть как раз в то время, когда подводятся итоги, оцениваются результаты и корректируются планы на будущее (см. схемы 1 и 2).

Ю.С. Фактически, это и есть механизм организации проактивного изменения, когда компания заранее настраивает каждого сотрудника на выполнение четкого плана, который, если потом и корректируется, то обязательно согласуется со всем коллективом.

Й.Б. Да, это один из самых важных элементов проактивного изменения. Отмечу, что в организации МУС очень много тонкостей, которые обязательно нужно знать. Но это тема отдельного разговора.

Ю.С. Согласен, в следующем номере журнала «Деловое совершенство» мы уделим этому вопросу особое внимание.

Источник: «Деловое совершенство», № 10, 2007

08.10.2007, 3297 просмотров.

Поделиться в соцсетях
Чтобы оставить комментарий, нужно войти через соц. сеть или почту.
система комментирования CACKLE
Социальные сети
Twitter
Facebook
LinkedIn
Контакты
ООО «Деловое совершенство»,
115280, г. Москва, ул. Мастеркова, дом 4, Бизнес-центр «Панорама».

тел: +7 (495) 933-19-86
факс: +7 (495) 771-66-53

© ООО «Деловое совершенство» 2005-2018. Все права защищены
Яндекс.Метрика