Бенчмаркинг по-русски

В России уже несколько лет существует Клуб бенчмаркинга «Деловое совершенство». Бенчмаркинг — это не только труднопроизносимое слово, но и для многих непонятный термин. Был период, когда бенчмаркинг путали с разведкой, контрразведкой и даже называли «бенчмаркетингом». Чтобы выяснить, что же такое бенчмаркинг, мы встретились с вице-президентом Клуба бенчмаркинга «Деловое совершенство» Юрием Самойловым.

Юрий Николаевич в интернете мы увидели слоган Клуба — «Лучший опыт — для лучшей жизни!». Почему именно такой лозунг вы выбрали?

— Человечество за многие сотни лет накопило громадный опыт в различных сферах деятельности, начиная от высекания огня из камня до управления государством. Так почему же этим опытом не воспользоваться? В XIX веке француз Пьер Мартен изобрел новый способ получения литой стали в регенеративных пламенных печах, которые назвали мартеновскими. С тех пор этот способ применяется на металлургических заводах многих стран. Один изобрел — многие применяют. Или вот еще пример. Как удалось за несколько десятилетий из бесперспективной британской военно-морской базы создать одно из современнейших, приспособленных для жизни своих граждан, государств — Сингапур? А ведь эта страна сначала родилась в мечтах всего лишь одного человека — ее премьер-министра Ли Кван Ю. Он решил, что самая маленькая в Юго-Восточной Азии страна сможет выжить и быть независимой, только имея превосходство в интеллекте, дисциплине и изобретательности. Разве не пример для подражания? Разве это не лучший опыт?

Вот и получается, что многое уже создано, надо только взять, переосмыслить и применять. Поэтому лозунг «Лучший опыт — для лучшей жизни!» и стал основой для Клуба бенчмаркинга. Кстати, под этим же лозунгом ежегодно проходят мероприятия Всемирного дня качества в России.

— Клубу уже шесть лет. Как он формировался, что удалось сделать за эти годы?

— В 2004 году мы стали полноправными членами Глобальной сети бенчмаркинга (GBN), основанной в 1994 году. Соглашения о ее создании были подписаны центрами бенчмаркинга Италии, Великобритании, США, Швеции и Германии. С нашей подачи GBN начала проводить международные конференции. Первая состоялась в 2006 году в Москве в рамках Всемирного дня качества.

За шесть лет мы сделали достаточно много, но не столько, сколько бы хотелось. Мешают и кризисы, и косность некоторых руководителей предприятий, и нежелание людей учиться и приобретать новые знания. Эти факторы очень серьезно усложняют нашу (да и не только нашу) работу.

За этот период мы смогли организовать посещение различных предприятий в более чем десяти странах мира. Осуществлены совместные проекты российских и зарубежных компаний по поиску наилучших практик. Членами нашего Клуба стали лучшие специалисты мира, которые по праву могут считаться ведущими в области делового совершенства. И на сегодняшний день у нас и наших партнеров есть знания, которые мы можем предложить отечественным компаниям. Это успешный опыт зарубежных, а теперь уже и российских предприятий. И, пожалуй, это не только и не столько системы, методы, программы, подходы, приемы, а в первую очередь опыт взаимоотношения между людьми, какие бы они должности не занимали. Искреннее желание помочь людям, стремление поделиться своим опытом с другими — вот чего нам всем сегодня не хватает. Никакой реальной модернизации мы не добьемся, если не изменим культуру общения.

Что же конкретно сделано? За эти годы Клуб организовал участие российских делегаций в 15-ти крупных международных конгрессах по качеству. Это форумы таких организаций, как Европейская организация качества, Европейский фонд по управлению качеством, Американское общество качества, Азиатская сеть качества.

Российские специалисты изучали опыт работы десятков передовых зарубежных предприятий. Среди них — Toyota, Volvo, Siemens, Gorenje и др. География поездок очень широкая и разнообразная: США, Австрия, Бельгия, Германия, Япония, Венгрия, Турция, Чехия, Казахстан, Молдова, Филиппины, Франция, Швейцария и др.

— С какими зарубежными организациями, занимающимися бенчмаркингом, вы сотрудничаете?

— Среди наших партнеров стоит отметить Японский союз ученых и инженеров (JUSE), мы неоднократно посещали заводы японских компаний, в том числе Toyota. С 2007 года Клуб представляет интересы Американского центра производительности и качества (APQC) в России и СНГ.

— Так все-таки, что же такое бенчмаркинг?

— Под бенчмаркингом мы понимаем непрерывный и систематический поиск и внедрение в жизнь наилучших практик, которые ведут к высокой эффективности и изменениям корпоративной культуры предприятий и организаций. Бенчмаркинг подразумевает постоянное сравнение не только бизнес-процессов своей организации с бизнес-процессами организаций-лидеров, но и сравнение уровня совершенствования бизнес-процессов между подразделениями внутри своей организации.

Однажды у нас состоялась беседа с Робертом Кэмпом — одним из основателей системы бенчмаркинга и президентом американского института Best Practice Institute в Вашингтоне. Я тогда спросил его, откуда корни этого явления? Роберт объяснил, что термин был заимствован у строителей: при строительстве зданий и сооружений делались специальные отметки — benchmarks, которые служили ориентирами для дальнейшей работы. Получается бенчмаркинг — это ориентир, а вернее эталон.

Вообще-то бенчмаркингом человечество занималось всегда. Это естественное стремление человека к лучшему. Так или иначе человек, организация, компания всегда стремились сравниться с себе подобными. А иногда с предприятиями и вовсе из другой сферы деятельности. Например, в APQC разработаны универсальные стандарты (collaborative standards), которые позволяют сравниваться любым организациям и в любой комбинации.

— Существуют ли национальные организации, развивающие методы бенчмаркинга?

— Бенчмаркингом занимаются во многих странах. Например, в Новой Зеландии это Centre for Organisational Excellence Research, Massey University, где работает нынешний президент GBN Робин Манн.

Упомяну Канадский институт производительности и качества, Немецкий институт Fraunhofer Institut Produktionsanlagen und Konstruktionstechnik. В правительстве Англии был специально создан отдел по бенчмаркинг-анализу. Активно начали заниматься методологией бенчмаркинга в Китае, Объединенных Арабских Эмиратах. Кстати сказать, вторая международная конференция по бенчмаркингу была проведена как раз в Дубае, а третья затем в Бахрейне. В общей сложности сейчас в GBN активно работают около 30 центров бенчмаркинга (http://www.globalbenchmarking.org/the-network/current-members).

— В каких международных исследованиях участвует Клуб? Что вы можете предложить отечественным компаниям?

— Мы участвуем в регулярном исследовании Американского общества качества «Будущее качества». В нем были задействованы специалисты более чем из 150 стран мира. Это тоже своеобразный бенчмаркинг-анализ, сравнение прошлого и настоящего в понимании качества. А также возможность предугадать, какие силы будут влиять на качество в будущем. И предвосхитить их влияние.

В прошлом году стартовал международный бенчмаркинг-проект «Стремись к совершенству! Управляй, как Toyota!», который мы ведем совместно с немецким членом Клуба — Робертом Хирлом.

Смысл этого проекта — заострить внимание руководителей российских предприятий на 14 принципах Toyota, которые широко известны и признаются многими специалистами в области качества. Имея такой универсальный инструмент, мы можем проводить сравнительный анализ как между предприятиями из различных отраслей, так и на самом предприятии, сравнивая фактический уровень с намеченными целями. Проходит год, два, люди видят, что и как меняется в компании. Это им помогает понять — на правильном ли пути находится их предприятие. В проекте помимо российских предприятий участвуют компании из Австрии и Германии. Недавно и Австралийский центр бенчмаркинга проявил интерес к этому исследованию.

— Что вы можете назвать основой деятельности Клуба?

— Клуб является держателем лицензии на программу «20 Ключей»® на территории России и стран СНГ. Я прошел обучение в Японии у основателя этой программы Ивао Кобаяси. Клуб предлагает российским компаниям проводить функциональную диагностику по критериям программы «20 Ключей»®. Возникает вопрос, почему именно по этой программе? Дело в том, что эта программа не научный трактат, а продукт более чем 30-летнего опыта работы многих и многих компаний, и не только японских. Получив интегральную оценку, программа дает четкие ориентиры ( «дорожную карту»), куда надо направить свои силы, чтобы стать компанией мирового класса. «20 Ключей»® — это целостная и интегрированная программа совершенствования на основе философии бережливого производства, имеющая досконально проработанные методические материалы.

— Расскажите, пожалуйста, об экспертах клуба.

— Расскажу лишь о некоторых. Нельзя не упомянуть президента Клуба Наталию Григорьевну Томсон. Она — идеолог Клуба, для нее работа в нем — это «общественная нагрузка».

Начну знакомить вас с нашего самого знаменитого иностранного партнера — Грегори Ватсона. Это экс-президент Американского общества качества и экс-президент Международной академии качества. Имеет черный пояс по методике «Шесть сигма», бенчмаркингом начал заниматься в 70-х годах прошлого века. С 1993 года выступает в роли высококвалифицированного консультанта, услугами которого пользовались многие всемирно известные компании, в том числе: American Express, DuPont, Exxon, Mobil, Ford, Gemplus, Hewlett-Packard, Johnson Controls, Monsanto, Nokia, ST Microelectronics и Toshiba. Г. Ватсон является автором множества книг, часть из них переведена на русский язык издательством «Стандарты и качество». Он является держателем патента на программу «BEST Lean 6 Sigma»®, которую в России представляет наш Клуб. 

Примером беззаветного отношения к своему делу можно назвать члена Клуба из Японии Есиюки Кобаяси, сына Ивао Кобаяси — основателя «Практической Программы Революционных Преобразований на Предприятиях», известной как «20 Ключей»®. Сотни компаний во всем мире следуют философии и принципам этой программы: «Лучше. Быстрее. Дешевле». Есиюки часто повторяет слова отца: «Помоги упростить и облегчить труд своих сотрудников, тогда они смогут понять, зачем все это (совершенствование) им нужно». 

Один из активнейших членов Клуба проживает в Йоханнесбурге (ЮАР). Йохан Бенади — держатель лицензии по программе «20 Ключей»® на территории Африки, Европы. Он внедрял принципы программы на десятках африканских предприятий (De BEERS, Old Mutual, Early Birds, Parmalat и др.), обучал специалистов по совершенствованию бизнеса в Словении, Хорватии, Эстонии, России. 

Наш партнер и член Клуба из Германии Роберт Хирл является известным немецким консультантом по таким методам улучшений, как «20 Ключей»®, ТРИЗ, «Office Excellence», TPS, «5S». В рамках деятельности Клуба мы провели семинары с его участием для российских предприятий в Ярославле, Липецке, Волгограде, Москве, организовали бенчмаркинг-визиты на предприятия Германии, Австрии (Siemens, Wilden&Gerresheimer, Grammer).

Особо следует отметить члена Клуба, гуру российского качества Юрия Павловича Адлера. Я считаю его своим учителем в деле качества, своим отношением к качеству я обязан именно ему. Надеюсь, что, несмотря на все трудности нашего времени, мы сможем внести посильную лепту в сохранение того положительного образа качества, которое было положено отечественными классиками.

— Что у Клуба в ближайших планах?

— В этом году с 10 по 13 октября совместно с Московской международной высшей школой бизнеса МИРБИС мы проводим международную конференцию по программе «20 Ключей»®. Мы ожидаем, что к нам приедут руководители предприятий и специалисты по производственным системам. Надеемся, что международный опыт иностранных коллег будет интересен и полезен для наших руководителей. В рамках конференции Есиюки Кобаяси и Йохан Бенади проведут мастер-класс по принципиальным моментам программы, состоятся круглый стол, обмен опытом, изучение успеха и ошибок реальных компаний.

А 25 сентября российская делегация вылетает на конгресс Азиатской сети качества в Хо Ши Мин. Мы уверены, что и здесь сработает наш лозунг «Лучший опыт — для лучшей жизни!».

 

беседовал Александр Бородулин,
главный редактор журнала Business Excellence

Источник: «Business Excellence», №9’11

04.09.2011, 4436 просмотров.

Поделиться в соцсетях
Чтобы оставить комментарий, нужно войти через соц. сеть или почту.
система комментирования CACKLE
Социальные сети
Twitter
Facebook
LinkedIn
Контакты
ООО «Деловое совершенство»,
115280, г. Москва, ул. Мастеркова, дом 4, Бизнес-центр «Панорама».

тел: +7 (495) 933-19-86
факс: +7 (495) 771-66-53

© ООО «Деловое совершенство» 2005-2018. Все права защищены
Яндекс.Метрика